Проект рассчитан на участников 14-19 лет
Музейный проект «Молчать нельзя рассказывать: практики памяти об «эпохе политических репрессий»» посвящён поиску нового языка говорения об одном из самых сложных сюжетов истории России XX века. Работа в проекте предполагает реализацию комплексного подхода к изучению данной темы, объединяя исторический, информационный, эмоциональный аспекты, а также возможность создать и презентовать собственный уникальный творческий продукт с помощью кураторов-специалистов в специальных лабораториях.
Механика проекта
Работа в проекте строится в три этапа
Во время первого этапа участники проекта посетят:
- Документальный аудиоспектакль на колесах «Маршрут памяти»
- Иммерсивный «спектакль» «Дело № 39496» («Дело Филиппа Загурского»)
- Архивный урок «Политические репрессии на Урале» в ГААОСО
- Архив (ГААОСО) для индивидуальной работы с конкретным архивным делом репрессированного
«Прикосновение» к «эпохе политических репрессий» (в историческом, информационном и эмоциональном аспектах)
этап
Во время второго этапа ребята будут работать в 5 Лабораториях по индивидуальному маршруту:
- Исследовательская
- Артлаборатория
- Театральная лаборатория
- Медиалаборатория
- Журналистская лаборатория
Работа в лабораториях по созданию собственного «продукта», «высказывания» по теме «эпохи политических репрессий»
этап
Работа каждой лаборатории будет дополнена исследовательской составляющей под руководством куратора-историка.

В результате работы в Лабораториях участники проекта смогут переформатировать полученные знания, эмоции, документальный материал в конкретный уникальный творческий продукт.

На третьем этапе каждый участник музейного проекта сможет представить под руководством своих кураторов собственный продукт на различных площадках города.
Презентация своего «продукта» на различных площадках города
этап
Исследовательская лаборатория
  • Юлия Зевако
    кандидат политических наук, учитель высшей квалификационной категории, исследователь-антрополог
    В 2010 г. окончила исторический факультет Уральского государственного университета им. А.М.Горького (ныне - УрФУ). Будучи магистранткой, участвовала в двух продолжительных этнографических экспедициях, на практике изучила и отработала принципы устной истории, особенности интервьюирования, возможности данного источника и его оформления в научный текст. В 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию по политическим наукам. Имеет преподавательский опыт в школе и в вузе, общий педагогический стаж - 9 лет. В настоящее время является научным сотрудником Лаборатории междисциплинарных гуманитарных исследований Института истории и археологии УрО РАН.
Программа занятий
В рамках Лаборатории каждый участник напишет собственную исследовательскую работу => для этого он вместе с куратором лаборатории
1
посетит ГААОСО (Государственный архив административных актов Свердловской области) и поработает с отдельным Делом, которое станет частью его собственной исследовательской деятельности, составит характеристику Дела
2
сформулирует исследовательские вопросы
3
сформирует список необходимой научной литературы, а также
4
очертит круг интернет ресурсов и источников, необходимых для написания своей исследовательской работы
5
познакомится и научится работать с ключевыми базами данных по репрессированным и участникам Великой Отечественной войны
6
познакомится с «устной историей» как важнейшим методом сбора информации о сложном прошлом XX века и попробует себя в качестве историка/антрополога – интервьюера
7
(проведёт)/расшифрует интервью, проанализирует достоинства и недостатки устных источников
8
Дополнит и доработает исследование
9
Оформит работу и подаст на участие в городском конкурсе исследовательских работ «Малахитовая шкатулка», конкурс исследовательских работ УрФУ «Эврика» и др.
Арт лаборатория
  • Константин Дубков
    комиксист, иллюстратор, педагог дополнительного образования, руководитель "Уральского комикс-центра"
    Рисует комиксы со школы. С 2000-го избрал этот вид искусства основным родом деятельности. С 2006 года занимается развитием комикс-культуры: лекции, мастер-классы, организация мероирятий. С 2012 года специализируется на социальных комиксах.
    Создавал комиксы для Haineken, Билайн, Microsoft, "Семья детям", "Чтобы жить" и др.
    В ноябре 2019 года в издательстве "Комикс Паблишер" вышел его графический роман "За подвесками".
    Представитель российской комикс-культуры в программе " IVLP SCP 2016 " Comicsand Graphic Novels: A New Medium for Positive Engagement with Russian Youth" по приглашению посольства США. Участник международного комикс-проекта "Respect". Организатор екатеринбургского этапа комикс-марафона "Воронки времени".
    Награды: "Лучшая история" - международный фестиваль комиксов "Бумфест 2012". Гран-при в номинации "Комикс" - Фестиваль честного творчества "Волшебный мир - 2015".
Программа занятий
Каждая встреча разделена на две части: лекционная и практическая. Сначала даётся материал и проходит обсуждение, затем выполняется практическая работа для закрепления материала.
1
Формулирование проблемы. Идея. Источники.
(2 встречи по 2 часа)
2
Создание сценария. История, которая интересна не только автору.
(2 встречи по 2 часа)
3
Раскадровка будущего комикса. Раскадровка, сценарий и снова раскадровка. Как подружить текст с рисунком?
(1 встреча - 2 часа)
4
Шрифт и баллоны. Инструменты, помогающие обогатить историю.
(1 встреча - 2 часа)
5
Делаем чистовик. Курирование работ. Помощь по ходу завершения проектов.
(2 встречи по 2 часа)
Театральная лаборатория
  • Ирина Нечаева (творческий псевдоним - Лядова)
    режиссер
    Экспериментирует в своем творчестве в самых различных жанрах. За 18 лет работы режиссером и театральным педагогом поставила более 60 проектов, которые демонстрировались на различных площадках города (Домов культуры высших учебных учреждений, Дома актера, Камерного театр, театра «Щелкунчик», площадках музеев и библиотек города). В поисках новых форм, тем, пространства часто выходит за рамки традиционной сцены. Так, например, спектакли-перформансы по поэзии Бориса Рыжего проходили на Белой башне, в Зеленой роще. Спектакли, по рассказам А.П.Чехова в летнем дворике музея Решетникова и так далее.

    Есть опыт успешного участия в большом количестве театральных фестивалей, в том числе и международного уровня. начиная с 2002г. Ирина Нечаева (Лядова) – многократный участник различных лабораторий и форумов, организованных Союзом театральных деятелей России (СТД). В последние годы ездила на учебу к Олегу Львовичу Кудряшову (РАТИ-ГИТИС) и Вячеславу Полунину.

    Неоднократно сама проводила авторские творческие лаборатории: «Арт-лаборатория» в горах Башкирия (2015г.), «Театр на краю цивилизации» (пос. Малиновый 2014г.), творческая лаборатория «Остров» (Чусовское водохранилище, о. Липовый). 2017, 2018г, 2019 (летний период).

    Занимается и документальным театром. Входила в команду проекта «Человек – это много», посвященном теме «Большого террора». В рамках этого проекта была режиссером аудиомаршрута, составленного из интервью родственников репрессированных. Также стала автором иммерсивного спектакля «Дело Филиппа Загурского», который проходит на Мемориале жертв политических репрессий. Благодаря этому проекту Ирина Нечаева (Лядова) стала лауреатом Губернаторской премии в 2018г.

    Ирина занимается и просветительской деятельностью: читает лекции по формам современного театра, а также проводит мастер-классы по созданию иммерсивных творческих городских прогулок (сентябрь 2019г. такой проект был в Омске). В сентябре 2019г. также сделала эскиз спектакля в здании следственной тюрьмы НКВД в г.Томске (в рамках Лаборатории по документальному театру). В спектакле были задействованы в большинстве своем не профессиональные актеры, а простые горожане.
Программа занятий
Вначале каждой встречи проходит обязательная разминка (театральные тренинги на раскрепощение, фантазию и творческое доверие), в финале - дается домашнее задание
1 встреча
1) Эмоциональные ассоциации на термин «Массовых репрессий»: образы, звуки, чувства, символы, предметы,
музыка

2) Нарисовать свои чувства. Затем найти к возникшим образам жест, мизансцену в учебном пространстве.

3) Написать эссе из 5 предложений на тему «Массовых репрессий» (исходя из своих знаний и представлений на эту тему). Эссе перемешать среди участников внутри группы и прочитать вслух.

4) Перевести эссе в пластический рисунок.

5) Просмотреть возникшие сюжеты через призму драматургического анализа (конфликт, предлагаемые обстоятельства, кульминация, развязка)

Домашнее задание:
- принести отрывок (не более 5 -7 минут) из кинофильма на тему «Массовых репрессий». Можно будет выбрать из предложенного списка фильмов.
2 встреча
1) Разбор кинематографичных отрывков с точки зрения драматургии

2) Понимание темпоритма. Тренинги на ритм. Ритм как средство построения драматургической канвы сюжета

3) Понятие контрастности. «Контрастность как метод художественного воздействия». Перенос понятия контрастности в исторический контекст. Найти контрастные образы эпохи.

4) Послушать речи вождей 30-х годов. И сопоставить эти речи с лагерными письмами и материалом судебных дел, изученных в архивах.

5) Определить ряд основных сюжетов. Которые интересны участникам лаборатории в теме «Массовых репрессий»

Домашнее задание: найти музыку, которая связана по смыслу либо ассоциативно с темой
3 встреча
1) Прослушивание музыки. Во время прослушивания составить образный ряд, который вызывает музыка.

2) Изучение драматургии сюжета: сверхзадача, сквозное действие, конфликт, кульминация, развязка.

3) Прописать выбранный сюжет как сценарный план.

4) Разбор методов художественного воздействия доку ментального театра: пространство, фигура актера, отношение к документу, роль костюма, звуковой партитуры.

Домашнее задание: Сделать из сюжета пьесу (3 страницы). Сделать режиссерскую экспликацию пьесы.

***во время выполнения задания возможны индивидуальные консультации с преподавателем Лаборатории.
4 встреча
1) Представление экспликаций (эта часть войдет в проект).

2) Разработка плана воплощения режиссерского замысла.

3) Понимание синтеза художественных методов.

4) Разговор на тему контекста разработанного сюжета.

5) Понимание симультанности современного искусства и возможности использования метода синтеза искусств в театральном проекте.

Домашнее задание: Найти примеры в живописи, которые рифмуются с замыслом проекта.
5 встреча
1) Драматургический анализ представленных произведений живописи.

2) Создание театральных этюдов на предложенные картины.

3) Создание этюдов на написанные пьесы с использованием найденных в «живописных « этюдах мизансцен.

4) Понимание актерской задачи.

5) Тема: особенности работы актера над ролью.

6) Сформулировать: какой актер нужен для воплощения замыла проекта.

Домашнее задание:
1)Прописать актерский состав. Требования к нему.
2) Прописать материальную сторону проекта
3) Составить звуковую партитуру

***возможны индивидуальные консультации
6 встреча
1) Понятие перфомативного искусства. Разобрать виды перформансов в театре и живописи.

2) Дискуссия: возможно ли применение перформативности касательно темы «Массовых репрессий».

3) При желании участников Лаборатории попробовать метод перформативности, который, возможно, станет частью проекта.

Домашнее задание: утвердить актерский состав. Составить план репетиций. Пригласить выбранных актеров на следующую встречу
7 встреча
1) Возврат к документальной основе. Снова составить ассоциативный ряд на документ, который вошел в основу творческого замысла.

2) С приглашенными актерами сделать читку представленных пьес.

3) Показать приемы устоявшегося сегодня театральной формы читки пьес. Музыкальные акценты. Темпоритм подачи текста.

***Возможно, какой-то из театральных проектов будет воплощен в этой театральной форме.

4) Рассуждения на тему: работа с непрофессиональными актерами как одна из форм работы в жанре «документального театра».

5) Утверждения графика репетиций проектов (1-3 репетиции)

Домашнее задание:
Создание эскиза спектакля малой формы по написанной пьесе.
8 встреча
1) Показ эскизов.

2) Обсуждение эскизов
Мультимедиа лаборатория
  • Олег Лутохин
    преподаватель, руководитель отдела образовательных программ Библиотеки Президентского центра Б.Н. Ельцина
    В 2012 году окончил магистратуру Философского факультета Уральского федерального факультета. С 2012 по 2014 год работал контент-редактором журнала о моде, искусстве и культуре What's The Fashion. В 2013 году обучался литературной критике на Школе культурной журналистики Фонда ProArte. Зимой 2019 года в составе международной группы экспертов принял участие в программе IVLP Education in the Digital Age (США). С 2015 года начал работу в Президентском центре Б.Н. Ельцина, где до сегодняшнего дня занимается организацией и проведением образовательных мероприятий от лекций, тренингов и мастер-классов до публичных дискуссий и конференций.
Программа занятий
Участники лаборатории отберут и подготовят архивные материалы, познакомятся с принципами рассказывания историй и с помощью инструментов цифрового сторителинга создадут мультимедийные проекты. Проекты будут опубликованы онлайн в форме статей с интерактивными ссылками, а также фото и видео-материалами
1
Цифровой сторителинг: основные платформы и базовые инструменты.
2
Принципы создания истории: поиск темы и героя, формулировка конфликта, контекст
3
Как рассказывать личную историю? Биография. Встреча с писателем и биографом Борисом Минаевым
4
Как рассказывать личную историю? Дневник.
Встреча с со-основателем электронного корпуса дневников «Прожито» Ильей Венявкиным.

5
Рассказываем свою историю: практическое занятие по финальной подготовке материалов к публикации.
Журналистская лаборатория
  • Семен Чирков
    журналист
    Экс-редактор ЕТВ, медиатор и ведущий социальных сетей Урал Опера Балет, участник «Лаборатории 37/38»
Программа занятий
План обучения журналистской работе в социальных сетях по теме сталинских репрессий
1
Постановка проблемы. Зачем говорить о репрессиях в социальных сетях? Обоснование актуальности темы. Разбор видео «Колыма» Юрия Дудя, секрет успеха. Разбор телеграмм-канала «Сталин Гулаг».
2
Информация – это товар. Вопрос упаковки и подачи товара. Что более востребована в социальных сетях: аналитика или эмоции. Если эмоции, то какие? Разбор ситуаций на примерах из СМИ. Каким должен быть баланс?
3
Жанры публикаций о сталинских репрессиях: журналистское исследование, эссе, вирусный пост, демотиватор, инфографика.
4
Как делать аналитическую информацию более эмоциональной. Учимся «оживлять» абстрактные цифры – «считать в попугаях».

5
Методы ведения дискуссии в социальных сетях на тему сталинских репрессий. Нужно ли спорить со сталинистами и если да, то как? Противостояния манипуляциям, риторическим уловкам и демагогическим приемам оппонента.
6
Как выбрать тему для работы по сталинским исследованиям? Где брать источники информации? Как с ними работать?
7
Возможен ли жанр «Исторического репортажа», посвященный сталинским репрессиям? Если да, то как он мог бы выглядеть?
8
Создание модели паблика в социальных сетях посвященного сталинским репрессиям. Каким должен быть паблик? На какую аудиторию рассчитан? Какие там должны быть публикации. Разбор типичных ошибок публикаций по репрессиям, которые мало привлекают читателей.
Расписание
Понедельник
17.30
«Театральная лаборатория» («Дом Маклецкого»)
Вторник
17.30
«Мультимедиа-лаборатория» (Ельцин-центр)
Среда
17.00
«Арт-лаборатория» («Дом Маклецкого»)
Пятница
17.00
«Лаборатория журналистики» («Дом Маклецкого»)
Суббота
«Исследовательская лаборатория» (индивидуально, по договоренности)
Консультации
Консультативная помощь - для всех, онлайн
Справки по телефону: +79001972860
Новости проекта
Сообщение от куратора
Семен Чирков, руководитель лаборатории журналистики
«Друзья, в условиях карантина «Лаборатория журналистики» завершает лекции-встречи в «живом» режиме – так, как они проводились по пятницам в Доме Маклецкого. К счастью, ещё до введения ограничительных мер на посещение общественных мероприятий, мы с вами успели на практике опробовать инструменты эффективной подачи того массива информации, который вы почерпнули, ознакомившись с уголовными делами репрессированных. В частности, мы разобрали, как фрагментировать ваш информационный контент, используя приём «сетка смыслов», вычленять наиболее важное и интересное для вашей аудитории и формировать на этой основе серию постов в социальные сети. Кроме того, каждый из вас узнал, как писать эссе, почему важна искренность и личная оценка в донесении до читателя вашей истории. Все, что вы узнали, друзья, вы теперь можете применять, создавая читаемый, задевающий, «вирусный» контент по теме сталинских репрессий. Переходим на дистанционное обучение. Творите! Присылайте своей творчество, наработки, наброски, идеи куратору лаборатории Семёну Чиркову»
Сообщение от куратора
Олег Лутохин, руководитель медиалаборатории
«Первый самый непростой этап работы нашей лаборатории, который включал перевод документов в цифровой формат и подготовку текста историй, мы успели завершить до начала пандемии и ухода на карантин. С 16 марта вся работа над оформлением мультимедийных проектов ведется онлайн. Раз в неделю мы с участниками лаборатории проводим вебинары в Zoom, а текущие задачи решаем в среде для онлайн-обучения Google Classroom. Там есть все, что необходимо для работы над мультимедийными цифровыми проектами: планировщик, средства обратной связи для оперативных консультаций, возможность выкладывать видео-записи вебинаров и других методических материалов. Мы набрали хороший темп и планируем подготовить проекты к презентации уже к середине апреля»
Запись на участие в лабораториях
Вы можете выбрать одно или сразу несколько направлений
Интересующая лаборатория
* Проект рассчитан на участников 14-19 лет. Участие в проекте ребят до 18 лет возможно при наличие согласия родителей или других законных представителей. Форму для заполнения можно скачать здесь
Отзывы
Цитаты из отзывов участников проекта
Документальный аудиоспектакль на колесах «Маршрут памяти». Что нового вы узнали для себя из автобусной аудиоэкскурсии?
— Познакомился с жертвами политических репрессий и их семьями. Узнал о том, где проживали сами чекисты, их городок и дома в центре Свердловска
— Я узнала, кто такие чекисты, услышала много интересных историй и о том, как проходил арест репрессированных
— Узнал про историю некоторых архитектурных строений Екатеринбурга. Истории различных людей
— Важные здания в нашем городе, несколько историй про репрессии, узнал о количестве погибших от репрессий
— Значимые для репресионых времён места, методы действия НКВД, устройство репрессивного аппарата
— Нашла 17 однофамильцев
— Истории семей Екатеринбурга (особенно впечатлила история Збыковских). Узнала, как обозначаются дома бывших репрессированных (маленькие таблички, которые я никогда раньше не замечала, хоть и проходила мимо этих домов много раз)
— О программе «Последний адрес». О том, как именно забирали людей из их домов и др.
— Иммерсивный «спектакль» «Дело № 39496» («Дело Филиппа Загурского»)
— Позволит вам "не только изучить, но и прочувствовать», потому что «нужно всё-таки изучать и чувствовать.. то что почувствовали люди, подвергшиеся этим репрессиям, и что почувствовали их родственники» (А., 20.10.19)
Архив (ГААОСО) для индивидуальной работы с конкретным архивным делом репрессированного
— Я ожидал погружения в историю конкретного человека, в его судьбу. Я знаком с творчеством Булата Окуджавы, и узнать о судьбе его отца мне было интересно. Ожидания оправдались
— Ожидала, что будем листать документы, все вместе обсуждать, что это за человек, попытаемся выявить хронологию событий и так далее. Все ожидания оправдались
— Я ожидала увидеть как выглядят сами дела, что в них записывалось, как велось следствие, на протяжении какого времени с момента начала дело заканчивалось. Все ожидания оправдались
— Я ожидала подробного ознакомления с делами репрессированных. Прочитать и проанализировать протоколы. Я хотела почувствовать себя следователем и у меня это получилось
— До того, как пойти в архив, я знала, что мы будем работать в небольшом кабинете, но я не представляла, какое дело я получу, насколько интересно будет читать его содержимое, разбирать почерк. Я ожидала, что знакомство с делом принесёт мне пищу для размышлений, так и произошло. Я получила ещё больше информации о репрессиям
— Я хотела разобрать дело человека, которого коснулись политические репрессии. Также я хотела более подробно изучить структуру архивного дела. Мои ожидания оправдались, и это был интересный опыт
— Я ожидал увидеть официальные документы, настоящее следственное дело НКВД СССР того периода, лично прикоснуться к истории, это у меня получилось и мой поход оправдал все ожидания
Публикации
«Молчать нельзя рассказывать». В Екатеринбурге для старшеклассников стартовал проект о политических репрессиях
В Екатеринбурге стартовал проект, посвященный истории политических репрессий «Молчать нельзя рассказывать»
Музей истории Екатеринбурга запускает бесплатный проект для подростков на тему политических репрессий
В Екатеринбурге молодежь будет изучать политические репрессии в СССР с помощью комиксов
В Екатеринбурге подростки могут поучаствовать в проекте о репрессиях