Лаборатория 37/38
переосмысление темы политических репрессий
В музее истории Екатеринбурга был проведен социальный проект «Лаборатория 37/38»: драматурги, режиссеры, социологи, психологи, журналисты, приехавшие из разных городов страны, искали актуальные художественные формы для проработки темы политических репрессий 1930-50 годов в целом и Большого террора в частности.
«В начале 90-х годов прошлого века на волне гласности и перестройки в обществе резко возрос интерес к периоду политических репрессий. Активно начали создаваться общественные и правозащитные организации. Средства массовой информации публиковали разоблачительные и сенсационные материалы об этом периоде истории России. Все это волновало людей горячо и искренне. Однако сейчас совсем иная картина. Все чаще наблюдается стремление преуменьшить число жертв террора. Популярными становятся рассуждения, оправдывающие массовые репрессии объективной необходимостью и целесообразностью. Нередки и ностальгические сожаления о «сильной руке», – объясняют организаторы проекта.
Забыть или игнорировать не получится
Согласно исследованиям кафедры социальной психологии Гуманитарного университета Екатеринбурга, у большинства россиян есть мощный психологический барьер в восприятии этой темы. Целый ряд неосознаваемых установок, которые приводят либо к нежеланию думать об этом, либо сильно осложняют процесс получения этих данных и опыта. При этом за последние 10 лет в России в три раза выросло количество человек, оправдывающих репрессии (данные «Левада-центра», 2007-2017 годы).

«Забыть или игнорировать этот опыт не получится. Он все равно с нами и проявляется в разных социальных процессах. Все это подталкивает к поиску нового языка разговора о репрессиях», – отметил директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский.

Первые три дня «Лаборатории» проектные группы работали над проблемами восприятия темы, вариантами проговаривания, смысловыми сюжетами и приемами, возможными сценарными ходами. В четвертый день показали и обсудили получившиеся «эскизы».

Участниками лаборатории стали деятели искусств из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Тюмени.
Обсуждение
В Екатеринбурге уже известен проект «Один человек – это уже много». И пусть его знают не под общим названием, но точно по аудиоспектаклю «Маршрут памяти», книге «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга» или иммерсивному спектаклю «Дело №39/496» на Мемориале жертв политических репрессии. Все они посвящены Большому террору 1937-1938 годов.

«У нас уже есть некий опыт работы, поездки в различные музеи и театральная насмотренность подобных проектов, – рассказала режиссер проектов «Маршрут памяти» и «Дело №39/496», организатор лаборатории Ирина Лядова. — Потому у нас появилась потребность отрефлексировать весь полученный опыт. Сергей (Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский) предложил сделать лабораторию, где будут говорить о языке, которым можно разговаривать на острые темы. Нам кажется, что некоторые приемы уже не работают и не привлекают людей. Наша цель в том, чтобы каждый понимал – террор оправдывать неприлично. В лабораторию специально набрана разная команда – они все работают в отличных друг от друга сферах и отсутствие у многих именно опыта театрального нам выгодно».

О двух акциях на екатеринбургском Мемориале рассказала их организатор, создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова. Первая прошла 30 октября 2016 года. Тогда на месте расстрельного полигона зажглось более двухсот лампадок возле найденных в архиве портретов. Среди них были изображения не только похороненных на полигоне Московского тракта людей, но и уральцев, арестованных и погибших в других городах.

Деньги на печать изображений Оксана Иванова собирала в интернете, рассказывая о жизни репрессированых: их национальности или профессии.

«Я хотела, чтобы это была акция для всех. Потому предложила запустить в социальных сетях флешмоб. Нужно было сфотографироваться с лампадой и тем самым показать, что ты поддерживаешь акцию. К ней присоединился и Евгений Ройзман, – поделилась Оксана. – Мы сейчас с вами находимся в исторически новой реальности – у молодежи нет возможности услышать рассказы очевидцев. Нашим младшим современникам придется эту тему изучать, как историю наполеоновских войн или Куликовской битвы. Именно этим и ценна лаборатория – мы ищем новый язык, чтобы говорить о такой памяти с молодыми».

30 октября 2017 года на Мемориале прошла следующая акция Оксаны Ивановой – «Последний силуэт». Над ее созданием работали уральские художники, одним из них был Алексей Рыжков. В «Последнем портрете» были известны лица людей, здесь же вся информация о них ограничивалась именем, возрастом и профессией. На их основе и создавались изображения.

Из Москвы на лабораторию приехал преподаватель школы исторических наук Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Владислав Стаф. Он исследует нарративные практики возникновения музеев ГУЛАГа, а потому смог погрузить присутствующих в контекст современных российских мировых тенденций даже без дополнительных видео и фотоматериалов. Новым фактом для присутствующих стала история о музее истории политических репрессий, отрывшемся в 1994 году в Туве. В нем хранится история о жеребце по имени Черный Ворон, который был репрессирован как конь врага народа и сослан в Сибирь.

Фотография как вид искусства стала особенно важна в разговоре, ведь она имеет непосредственное отношение к медиа – основному инструменту пропаганды. Здесь слово взяли фотограф, визуальный археолог и издатель Артур Бондарь и журналист портала «Такие дела» Оксана Юшко – авторы и соавторы множества проектов, посвященных памяти.

«Мы работаем для газет и журналов, но делаем и свои проекты, которые нам интересны. Тема репрессий, конкретно 1937-38 года, стала для меня важна именно, когда я приехала в Сандармох (Лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937-1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей). Поездка была для журнала, но теперь хочется возвращаться в это место и рассказывать о его важности для того, чтобы оно становилось значимым для все большего количества людей», – поделилась Оксана Юшко.
Участники
  • Алена Шафер
    Томск
    Ведущий специалист по экспозиционной работе Томского краеведческого музея имени М. Б. Шатилова. Художник-сценограф, художник по костюмам и сценическим куклам. Поставлено более 20 сценографических произведений.
  • Сергей Каменский
    Екатеринбург
    Куратор выставочных и театральных проектов (Искусство путешествий, Автобус 33, Маршрут памяти, Дело № 39496, Водонапорная башня на Плотинке, Бабушкин дом, "Один человек-это уже много" и др.), директор Музея истории Екатеринбурга. Автор идеи и куратор Лаборатории 37/38.
  • Владислав Стаф
    Москва
    Преподаватель школы исторических наук НИУ ВШЭ, стажёр-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени Полетаева (ИГИТИ). Закончил аспирантскую школу по историческим наукам НИУ ВШЭ, магистр культурологии НИУ ВШЭ. Диссертация посвящена исследованию формирования музеев памяти о ГУЛАГе в постсоветской России на примере восьми музеев в восьми разных регионах РФ.

    Участник ряда международных школ и конференций по проблематике исторической памяти, публичной истории и проблемам сохранения «трудного наследия» (difficult heritage), проходивших в Германии, Израиле, Бразилии, США и России. Летом 2017 года прошел научную стажировку в Jack, Joseph & Morton Mandel Center for Advanced Holocaust Studies в Мемориальном музее Холокоста в Вашингтоне (USHMM)
  • Илья Пилипенко
    Санкт-Петербург
    Фотограф, режиссер документального кино. Участвовал с идеей проекта о жертвах Сандормоха в Байкальской международной школе социальных исследований.
  • Ольга Федоровна Трофимова
    Тюмень
    Главный художник Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова; художник-постановщик спектаклей в театрах Тюмени, Тобольска, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Берлина и других городов. Член Союза художников России с 1998 года. Член Союза дизайнеров России с 1997 года
  • Светлана Вольдемаровна Абакумова
    Екатеринбург
    Искусствовед, художник, режиссер, член Союза кинематографистов РФ и Гильдии неигрового кино и телевидения. Участник международных кинофестивалей и театральных лабораторий.
  • Семен Геннадьевич Чирков
    Екатеринбург
    Редактор ЕТВ, журналист, увлекающийся краеведением. Любимые темы – Урал до революции и во время Гражданской войны. Любимый метод – воссоздание истории по деталям быта, рекламным объявлениям, сметам на строительство, постановлениям и прочим документам. Предпочтительное историческое направление – Школа «Анна́лов», когда во главу угла ставятся не личности и их человеческий фактор, а общество в целом и влияние на него экономики, технологий, языка, культуры и общества. Поэт, автор текстов арт-группы «Плебс»
  • Анна Устякина
    Екатеринбург
    Общественный деятель. Участница Лаборатории молодого художника при ГЦСИ, кружка арт-критики, site-specific лаборатории в Сысерти, лаборатории по pop-up театру, фестиваля проЗа!текст, выставки «Дорогой дневник». Ведет занятия по свободному творчеству для детей в творческой гостиной «Как дома». Занимается Садом Нурова – первым в городе общественным садом, рассказывает про опыт низовых инициатив
  • Ольга Павловна Макутенене
    Екатеринбург
    Театральный режиссер, художественный руководитель молодежного театра-студии «Галерка». Лауреат всероссийских и международных театральных фестивалей, организатор множества театральных проектов, член жюри различных театральных и околотеатральных конкурсов, фестивалей, а также постоянный участник областных, всероссийских режиссерских семинаров и лабораторий.
  • Татьяна Анатольевна Круглова
    Екатеринбург
    Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, сотрудник Межвузовского центра по преподаванию культурологии в технических вузах при УрФУ. Автор более 115 научных работ.

    Сфера научных интересов: советская культура; культурно-антропологические аспекты репрезентации советского искусства; эстетика и поэтика социалистического реализма; рецепция советского художественного наследия в современности; феномен консервативного искусства.

    Участник проекта общества «Мемориал» «Палачи и жертвы».
  • Татьяна Третникова
    Екатеринбург
    Аналитический психолог, член «Уральской ассоциации аналитической психологии и психоанализа».
  • Варвара Михайловна Склез
    Москва
    Научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Сооснователь Лаборатории публичной истории, участник Лаборатории Theatrum Mundi, редактор сайта theatrummundi.ru/ Принимала участие в создании выставки «Метро и война» в ВМДПИ (2015), дискуссионной программы спектакля «Кантград» (Театр.doc, 2016-2017).
  • Оксана Юшко
    Москва
    Журналист портала «Такие дела». Фриланс-фотограф. Победитель конкурса 2017 Luma Rencontres Dummy Book, 2015 NPPA Magazine Lifestyle Story, в 2015 заняла 1-е место в фотоконкурсе «Прямой взгляд» центра FOTODOC в номинации «Компромисс», 2014 Prix Bayeux Calvados за веб-журнализм, 2013 BURN MAGAZINE, 2012 Anthropographia Human Rights, Lens Culture International 2011, Conscientious Portfolio Competition 2010, The Aftermath project 2010 и др. Сотрудничает с российскими и зарубежными изданиями. В настоящее время продолжает работу над персональными и групповыми проектами в России и за рубежом. Участник многих выставок и фестивалей в России, Великобритании, Финляндии, Франции, Испании, Германии, США, Мексики, Японии и других странах.
  • Артур Бондарь
    Москва
    Изучал документальную фотографию и права человека в университете Нью-Йорка, NYU Tisch School of the Arts в 2012, участник Eddie Adams Workshop в США, мастер-класса Noor-Nikon в Румынии в 2011, участник многих фестивалей и выставок по всему миру. Победитель Фонда документальной фотографии США в 2013, обладатель стипендии Magnum Foundation по правам человека в 2012, Гранта National Geographic 2011 и победитель «Фотограф года 2012» в Украине. Номинирован на премии theFoam Paul Huf Award и the Prix Pictet Award в 2016. Автор четырех книг. В настоящее время продолжает работу над персональными и групповыми проектами в России и за рубежом.
  • Оксана Иванова
    Екатеринбург
    Научный сотрудник, исследователь архивов и создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале. Автор ряда проектов на 12 километре Московского тракта.
  • Наталья Широкова
    Екатеринбург
    Хореограф
  • Татьяна Знак
    Екатеринбург
    Научный сотрудник музея истории Екатеринбурга, куратор темы «12-й километр» (темы массовых репрессий), член Уральского общества «Мемориал», внучка «врагов народа»: расстрелянного в 1937 году священника Михаила Спиридоновича Черепанова и раскулаченных и сосланных в ссылку из Белоруссии предков. В качестве волонтера участвует в проекте «Последний адрес».
  • Анна Марголис
    Москва
    Исследователь в проекте «Топография террора» общественного движения «Мемориал» и одна из авторов слоя о «государственных детях» в Москве на topos.memo.ru. Close.
  • Мария Снегирева
    Екатеринбург
    Доцент кафедры документоведения, истории и правового обеспечения РГППУ, кандидат педагогических наук. Мария и ее студенты участвовали в конкурсах и мероприятиях, посвященных политическим репрессиям.
  • Андрейс Аболс
    Екатеринбург
    Режиссер, сценарист, продюсер. Создал фильмы: «Сон в красном тереме» (1989 г., худ-док), «Сафари №6» (1990 г., худ.), «Гражданское пари» (1991 г., худ. фильм не закончен), «Секреты походной кухни» (2007 г., детский), «Марсово поле» (2007 г., док.). В настоящее время занят воссозданием своей студии.
  • Ирина Лядова
    Екатеринбург
    Режиссер, театральный педагог, художественный руководитель «Открытого студийного театра». В творческой копилке более 50 спектаклей и эксклюзивных проектов, в том числе и на социальные темы. Режиссер театральных проектов Музея истории Екатеринбурга «Маршрут памяти» и «Дело № 39496».
Публичная программа
21 ноября
15:00
Презентация книги «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга»
Администрация Орджоникидзевского района, ул. Бабушкина, 16
22 ноября
14:00
Начало работы лаборатории
Музей Метенкова, ул. Карла Либкнехта, 36
Круглый стол «Опыт разработки темы в театральных практиках и различных общественных проектах»
23 ноября
18:00
Просмотр и обсуждение документального фильма «Красная душа» (Нидерланды, реж. Джессика Гортер)
Музей истории Екатеринбурга, ул. Карла Либкнехта, 26
24 ноября
13:00
Презентация книги «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга»
Библиотечный центр «Екатеринбург», ул. Косарева, 7
24 ноября
18:00
«Что с душой приключилось твоей?»
Музей истории Екатеринбурга, ул. Карла Либкнехта, 26
Спектакль Молодежного театра-студии «Галерка» по воспоминаниям и письмам Николая Заболоцкого (реж. Ольга Макутенене
25 ноября
12:00
«Маршрут памяти»
Место сбора и возвращения – колледж имени Ползунова.
Обязательна предварительная регистрация по телефону 8 900 197 28 60 (количество мест ограничено)

Аудиоспектакль в форме автобусного путешествия с выездом на Мемориал «12 километр».
25 ноября
16:00
Показ и обсуждение творческих работ участников «Лаборатории 37/38»
Музей истории Екатеринбурга, ул. Карла Либкнехта, 26
Этюды, представленные на лаборатории
Воспоминание как документ
В рамках лаборатории в музее истории Екатеринбурга состоялась премьера документального фильма режиссера Светланы Абакумовой «Рабочая папка: документ». В фильм включено несколько интервью потомков жертв сталинского террора. После этого профессор Уральского федерального университета Татьяна Круглова поделилась с присутствующими драматичным эпизодом истории своей семьи. Один дед Татьяны Анатольевны – прокурор железной дороги Семен Круглов, другой – репрессированный машинист паровоза Андрей Чистов. О том, что приговор Чистову подписал Круглов, выяснилось только в 90-е годы прошлого века.

Татьяна стала участником лаборатории, чтобы переосмыслить историю своей семьи. Для этого воспоминания профессора, в том числе детские, прочитали совершенно посторонние люди. Одна женщина и два мужчины. Так посоветовал Татьяне Анатольевне психолог.

Из воспоминаний Татьяны Кругловой:

«Дед Круглов жил с нами, и мы им очень гордились. Его все знали в нашем Железнодорожном районе, хотя он уже не работал. Его приглашали в мою школу, когда шел торжественный прием в пионеры. Моя сестра записывала за ним воспоминания о встречах с Лениным. Он баловал нас и любил гулять с нами. С ним все постоянно здоровались. Ни у кого не было такого дедушки, как у меня. В нашей квартире у него был отдельный кабинет с массой интересных и красивых вещей, я там очень любила играть».

«Дело Андрея Чистова только один раз смотрела моя мама, копию ей не выдавали, и мы помним только ее рассказ. После этого никакой новой информации мы не получали. В обвинениях фигурировали диверсии и шпионаж. Он сам ушел из дому, так как ему сообщили, что его вызывают в органы, за ним не приезжали. Он не вернулся, а был обыск один раз в доме, изъяли какие-то книги».

«Я отчетливо представила, как уже очень немолодой человек, за 60 лет, тяжело и трудно выбивающийся всю жизнь в люди, с огромной ответственностью за большую семью, совершенно далекий от политики, начальства и партийных дел, внезапно оказывается отрезанным от всего своего мира, брошенным в неизвестность. Теперь я уже знала по источникам об условиях содержания арестованных, о пытках и поведении следователей, и могла представить себе ужас его положения. В детстве это была просто сухая информация: жил – арестовали – посадили – умер. Я в нее не вникала».

«Дед Круглов для меня чрезвычайно интересен с точки зрения того, как тогда делались карьеры, эти невероятные взлеты снизу наверх, где люди облечены властью. Хочется понять механизм. Не могу деда Круглова воспринимать как источник насилия и террора, он остается для меня винтиком в огромной машине».
Репрессии и любовь
Московские фотографы Оксана Юшко и Артур Бондарь рассказали историю Людмилы Хачатрян, репрессированной «за связь с иностранцем».

Людмила Алексеевна родилась 31 декабря 1929 года в Москве. В 1946 году познакомилась со слушателем Академии имени Фрунзе, гражданином Югославии Радойца Ненезичем, за которого в 1947 году вышла замуж. В том же году Ненезича отправили на родину, а Людмила была отчислена с первого курса ГИТИСа, арестована и приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1954 году Хачатрян была условно-досрочно освобождена и в том же году реабилитирована.

Участники лаборатории переосмыслили эту историю при помощи театра теней. Роль Людмилы и ее югославского возлюбленного сыграли школьники. Зрителям видны были только силуэты подростков на фоне белой простыни.

В рамках лаборатории томский режиссер и сценограф Алена Шафер придумала проект, связанный с детьми ГУЛАГа. Она смастерила и оживила куколку – девочку, пишущую из детдома письмо своей маме, которую забрали на «десять лет без права переписки». После строчки «У меня все хорошо» куколка засыпает, но вместо колыбельной звучит песня во славу Сталина. История девочки реальна. Она есть в архивных документах, но в таком «сыром» виде она воспринимается сложно. Практически никак. И совсем иное – когда это кукольный спектакль, озвучивает который 10-летняя ровесница героини. Тогда это до слез.

Логистика террора
Екатеринбургский журналист Семен Чирков решил рассказать про 10 марта 1938 года. В тот день на 12 километре Московского тракта, где сейчас находится Мемориал жертв политических репрессий, были захоронены 425 человек.

Не имея архивных данных, как это было на самом деле (информация о технологических обстоятельствах смертных казней до сих пор засекречены), Семен восстанавливал события того страшного дня по крупицам.

«Я рассчитал, сколько транспорта нужно было задействовать, чтобы доставить 425 человек к месту расстрела. Минимальное время, которое требовалось на убийство одного человека. Число патронов, необходимого оружия и количество исполнителей – сотрудников НКВД, необходимых для того, чтобы они справились с этой задачей. Все свои расчеты и арифметические формулы я заранее написал маркером на стене, покрыв ее всю цифрами и буквами. А когда в зале, где находились зрители, зажегся свет, я начал комментировать свои письмена», – рассказал про свой перформанс автор.

Судя по реакции, через спокойное описание механического, конвейерного процесса уничтожения людей, Семену удалось задеть зрителей. Кого-то ужаснуть, кого-то – спровоцировать на спор. Но всех участников лаборатории художественное переосмысление этой темы заставило задуматься.
История одного рисунка
Куратор екатеринбургского Мемориала жертв политических репрессий Татьяна Знак и хореограф Наталья Широкова рассказали о репрессиях с помощью рисунка, будто бы нарисованного детской рукой. На самом деле его рисовала жительница Первоуральска Анна Черепанова, отец которой был репрессирован. Анна Мироновна нарисовала себя, свою маму и папу, которого забрал черный воронок.

«Мы стояли и бросали в машину узелки с едой – кто, что мог в то голодное время – кусочек хлеба, подсушенную на печке картошку... Полная машина мужчин. Они всё, что попадало внутрь, выбрасывали наружу. Потом кто-то из них крикнул: «Расстрел! Нам всем расстрел!» Мне было 6 лет, я не понимала, что такое «расстрел». Женщины держались, отворачивались», – рассказала о том страшном дне героиня рисунка.

Папу Анны Мироновны расстреляли в подвале свердловского НКВД в 1942 году. И только недавно женщине, которой сейчас 82 года, удалось ознакомиться с делом отца.

Фаузия ждет Мирсая
В рамках лаборатории общественный деятель, художница Анна Устякина рассказала историю о молодой женщине Фаузие, которая ждала (и дождалась) своего мужа их лагеря.

«Мне хотелось уйти от языка вообще и оставить только уровень восприятия чувствами. Пусть текст присутствует лишь как тень, или как отправная точка дальнейшего исследования. Мне важно оставить смысловую лакуну, чтобы наблюдатель имел возможность дописать происходящее любым способом –тем интереснее, если дописывание произойдет в сторону, если человек станет трактовать это не как рассказ о репрессиях, а как, например, гнетущую атмосферу коммунальной квартиры», – говорит молодая художница.

По ее словам, тема перформанса «Ожидание» была выбрана также исходя из принципа оставления смысловых пустот, хотелось взять что-то, что может быть и о репрессиях, и о нашей жизни.

«Мы «знаем», что людей в годы Большого террора забирали на воронках, увозили в тюрьму, пытали и расстреливали. Этот сюжет является частью коллективной памяти любого постсоветского человека. А что было с теми, кто оставался? Как именно наводили порядок после обыска, с какими мыслями ложились спать, ходили на работу? Меньше мы знаем про ожидание, а с другой стороны, оно каждый день в какой-то степени нас настигает. В нашем проекте мы выбрали прием создания звукового ландшафта: в двух смежных комнатах гремели кастрюлями и мыли пол. Наблюдатели оставались в третьей, наполненной теплым светом абажура, и могли ознакомится с текстом дневника, который стал для нас поводом к разговору об ожидании», – добавила Анна.
Другие проекты
Документальный фильм екатеринбургского режиссера Светланы Абакумовой о репрессиях

«Ожидание» – история девушки, которая ждет возвращения мужа из лагеря

«Преображение» – перформанс: участница лаборатории побрилась налысо

Отзывы СМИ
О репрессиях - вирусным языком хайпа
Семен Чирков, ЕТВ
Читать
"Один человек - это уже много"
Вероника Коростелева, Global City
Читать