В Екатеринбурге уже известен проект «Один человек – это уже много». И пусть его знают не под общим названием, но точно по аудиоспектаклю «Маршрут памяти», книге «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга» или иммерсивному спектаклю «Дело №39/496» на Мемориале жертв политических репрессии. Все они посвящены Большому террору 1937-1938 годов.
«У нас уже есть некий опыт работы, поездки в различные музеи и театральная насмотренность подобных проектов, – рассказала режиссер проектов «Маршрут памяти» и «Дело №39/496», организатор лаборатории Ирина Лядова. — Потому у нас появилась потребность отрефлексировать весь полученный опыт. Сергей (Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский) предложил сделать лабораторию, где будут говорить о языке, которым можно разговаривать на острые темы. Нам кажется, что некоторые приемы уже не работают и не привлекают людей. Наша цель в том, чтобы каждый понимал – террор оправдывать неприлично. В лабораторию специально набрана разная команда – они все работают в отличных друг от друга сферах и отсутствие у многих именно опыта театрального нам выгодно».
О двух акциях на екатеринбургском Мемориале рассказала их организатор, создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова. Первая прошла 30 октября 2016 года. Тогда на месте расстрельного полигона зажглось более двухсот лампадок возле найденных в архиве портретов. Среди них были изображения не только похороненных на полигоне Московского тракта людей, но и уральцев, арестованных и погибших в других городах.
Деньги на печать изображений Оксана Иванова собирала в интернете, рассказывая о жизни репрессированых: их национальности или профессии.
«Я хотела, чтобы это была акция для всех. Потому предложила запустить в социальных сетях флешмоб. Нужно было сфотографироваться с лампадой и тем самым показать, что ты поддерживаешь акцию. К ней присоединился и Евгений Ройзман, – поделилась Оксана. – Мы сейчас с вами находимся в исторически новой реальности – у молодежи нет возможности услышать рассказы очевидцев. Нашим младшим современникам придется эту тему изучать, как историю наполеоновских войн или Куликовской битвы. Именно этим и ценна лаборатория – мы ищем новый язык, чтобы говорить о такой памяти с молодыми».
30 октября 2017 года на Мемориале прошла следующая акция Оксаны Ивановой – «Последний силуэт». Над ее созданием работали уральские художники, одним из них был Алексей Рыжков. В «Последнем портрете» были известны лица людей, здесь же вся информация о них ограничивалась именем, возрастом и профессией. На их основе и создавались изображения.
Из Москвы на лабораторию приехал преподаватель школы исторических наук Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Владислав Стаф. Он исследует нарративные практики возникновения музеев ГУЛАГа, а потому смог погрузить присутствующих в контекст современных российских мировых тенденций даже без дополнительных видео и фотоматериалов. Новым фактом для присутствующих стала история о музее истории политических репрессий, отрывшемся в 1994 году в Туве. В нем хранится история о жеребце по имени Черный Ворон, который был репрессирован как конь врага народа и сослан в Сибирь.
Фотография как вид искусства стала особенно важна в разговоре, ведь она имеет непосредственное отношение к медиа – основному инструменту пропаганды. Здесь слово взяли фотограф, визуальный археолог и издатель Артур Бондарь и журналист портала «Такие дела» Оксана Юшко – авторы и соавторы множества проектов, посвященных памяти.
«Мы работаем для газет и журналов, но делаем и свои проекты, которые нам интересны. Тема репрессий, конкретно 1937-38 года, стала для меня важна именно, когда я приехала в Сандармох (Лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937-1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей). Поездка была для журнала, но теперь хочется возвращаться в это место и рассказывать о его важности для того, чтобы оно становилось значимым для все большего количества людей», – поделилась Оксана Юшко.