социологическое исследование
Анализ изменения психического состояния и представлений о политических репрессиях у зрителей, посетивших спектакль Дело № 39496
Аннотация
Данная работа посвящена анализу изменения психического состояния и представлений о политических репрессиях у зрителей, посетивших спектакли Музея Истории. Изучены особенности изменения психической активации, интереса, эмоционального тонуса, состояния комфортности и напряжения в результате воздействия спектакля. Фиксация результата воздействия осуществлялась при помощи двух срезов: непосредственно до спектакля и непосредственно после, во избежание воздействия побочных факторов, способных исказить результат. Исследование было проведено на основе мониторинга соответствующих аспектов у 36 зрителей, посетивших спектакли Музея Истории.

В ходе исследования выделены группы респондентов с различными мотивационными установками, проведен сравнительный анализ изменения психического состояния в каждой из групп. Сопоставлены исходные мотивационные установки респондентов и результат воспринятого ими воздействия (аффективный или когнитивный). Методами сбора эмпирического материала выступил метод анкетного опроса, «Методика оценки психической активации» Л.А. Курганского и Т.А. Немчина, метод свободных словесных ассоциаций. Полученные результаты были обработаны при помощи контент-анализа, корреляционного анализа с использованием SPSS 20.0.

В итоге выявлена зависимость изменения психического состояния зрителей от исходной мотивации участия в спектакле. Установлено, что после участия в спектакле зрители, имеющие в качестве исходной мотивационной установки интерес, склонны чаще в качестве результата воспринимать когнитивные элементы (знания), а зрители с ценностной мотивацией – эмоциональные элементы (переживания). Выявлено, что вне зависимости от мотивации после участия в спектакле респонденты испытывают усиление волнения и возбуждения на фоне общего ослабления психического состояния. В наибольшей степени выражено ослабление психического состояния у зрителей с внешним типом мотивации. Установлена тенденция изменения эмоционального аспекта представлений о репрессиях у зрителей в результате участия в спектаклях Музея Истории (тенденция к ослаблению у респондентов внутреннего сопротивления и отторжения информации, относящейся к изучаемому явлению).
Цель исследования
Оценить изменение психического состояния и представлений о политических репрессиях у зрителей, посетивших спектакли Музея Истории.
Задачи исследования
1
Провести анализ исходной мотивации зрителей, определяющей их участие в спектакле;
2
Сопоставить исходные мотивационные установки респондентов и результат воспринятого ими воздействия;
3
Определить особенности изменения параметров психического состояния у зрителей, посетивших спектакли Музея Истории в зависимости от исходной мотивации;
4
Определить особенности изменения представлений о политических репрессиях у зрителей, посетивших спектакли Музея Истории.
Методы исследования
1
Метод анкетного опроса. Респондентам было предложено ответить на вопрос в начале спектакля – «Почему Вы пришли на этот спектакль?». Данный вопрос направлен на выявление исходной мотивации зрителей. Второй вопрос, ответить на который было необходимо в конце спектакля – «Что Вам дал этот спектакль?», для оценки воспринятого воздействия. Ответы респондентов были обработаны при помощи контент-анализа.
2
«Методика оценки психической активации», разработанная на факультете психологии Ленинградского государственного университета Л.А. Курганским и Т.А. Немчиным. Под психическим состоянием авторы понимают целостную картину психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Полученные при помощи данной методики результаты позволяют сделать вывод о степени выраженности психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
3
Метод свободных словесных ассоциаций, направленный на выявление поля представления о репрессиях. Фиксировались ассоциации, высказанные респондентами как до, так и после спектакля.
Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием прототипического анализа (по П. Вержесу) [2], эмоционального индексирования ассоциаций (по Е.Е.Прониной) [1], контент-анализа и корреляционного анализа с использованием SPSS 20.0.

Всего в исследовании было опрошено 36 зрителей. 45% респондентов отметили наличие среди членов своей семьи репрессированных. У остальных респондентов нет таких членов семьи (33%) либо они об этом не знают (22%).

Распределение респондентов по полу представлено ниже:
Рис.1. Распределение респондентов по полу
Распределение респондентов по возрасту представлено на рисунке 2. Средний возраст – 42,11 лет.
Рис.2. Распределение респондентов по возрасту
Следует отметить, что трое из 36 респондентов не выразили своего согласия на проведение повторного среза (после спектакля), в связи с чем в ходе дальнейшей работы над результатами рассматривались полные данные 33-х респондентов.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе обработки полученных результатов был проведен анализ исходной мотивации зрителей, определяющей их участие в спектакле. Т.е. был проведен анализ ответов респондентов на вопрос «Почему Вы пришли на этот спектакль?». Посредством контент-анализа были выделены три группы мотивационных установок:
1
Мотив интереса, который включал в себя интерес к теме, формату спектакля, истории вообще. Данная группа мотивов объединила высказывания типа: «Интересует эта тема», «Потому что интересна эта тема», «Интерес к теме репрессий», «Интерес к теме, формат кажется интересным», «Мне интересна и тема, и работа театра» и т.д. Численность респондентов с данным типом мотивации составила 58% (19 человек).
2
Внешний мотив, который определялся внешними для человека обстоятельствами. Данная группа мотивов объединила высказывания следующего типа: «Работа», «Делать репортаж», «Меня пригласили», «Посоветовала подруга» и т.д. Численность респондентов с данным типом мотивации составила 18% (6 человек).
3
Ценностный мотив, в основе которого лежит внутреннее побуждение личности к включенности в данную деятельность (спектакль) как ценности. Данная группа мотивов объединила высказывания следующего типа: «Я пришел не на спектакль, а почтить память погибших», «Очень волнует тема возвращения честного имени репрессированным людям», «Мне важно знать об этой теме, о том как сегодня люди пытаются размышлять о горьком опыте репрессий, чтобы "исторический урок" был все-таки усвоен и не повторился» и т.д. Численность респондентов с данным типом мотивации составила 24% (8 человек).
На втором этапе анализа было проведено сопоставление исходной мотивации респондентов с тем результатом воздействия спектакля, который они отметили. Для определения результата воздействия зрителям по окончании спектакля был задан вопрос «Что Вам дал этот спектакль?». Полученные результаты позволили сформировать посредством контент-анализа две группы результирующих итогов: аффективный и когнитивный.

· Аффективный результат представляет собой изменение в эмоциональной сфере респондента и выражается посредством высказываний: «Спектакль расширяет сердце, сердце становится способным вместить чужую боль, оплакать не героически погибших, "миллионы убитых задешево"», «Осознание глубины и ужаса этой исторической трагедии. Возможность прожить чувства тех, кого она напрямую коснулась, на собственной шкуре», «Ощущение дрожи по всему телу, причастность к тому, что творилось по всей стране и у нас на уральской земле…», «Чувства печальные, и стыд за произошедшее. А также благодарности за восстановление памяти!» и т.д.

· Когнитивный результат представляет собой изменение в сфере знаний респондента и выражается через высказывания: «Глубокое проникновение в исторические пласты», «Детали» «Я узнал на практике и на местности как проходил допрос, задержание. Это только усилило всю трагедию тех времен. Считаю, что спектакль будет полезен школьникам в рамках уроков истории», «Посетил впервые это место и лес около. Узнал масштаб» и т.д.

Для установления наличия или отсутствия связи между исходными мотивационными установками респондентов и результатом воспринятого ими воздействия (аффективным или когнитивным) полученные данные были переведены в числовую форму (осуществлялся перевод в порядковую шкалу). Последующий корреляционный анализ позволил установить наличие умеренной статистически значимой связи между рассматриваемыми аспектами (r=0,479 при р=0,032). Т.е. после участия в спектакле зрители, имеющие в качестве исходной мотивационной установки интерес, склонны чаще воспринимать в качестве результата когнитивные элементы (знания), а зрители с ценностной мотивацией – эмоциональные элементы (переживания).

Таким образом, и характер воздействия спектакля на психическое состояние зрителей необходимо рассматривать, дифференцируя респондентов по типу мотивации:

1 группа респондентов – с мотивацией интереса;
2 группа респондентов – с внешней мотивацией;
3 группа респондентов – с ценностной мотивацией.

Ниже на рисунке представлен график, характеризующий исходное психическое состояние зрителей перед участием в спектакле, где 1 балла – минимальная степень выраженности аспекта состояния, 7 баллов – максимальная степень выраженности:
Рис.3. Характеристика психического состояния респондентов перед участием в спектакле
Результаты свидетельствуют о том, что группа респондентов, имеющая ценностную мотивацию участия в спектакле, характеризуется более высокими показателями: лучше себя чувствуют, более активны, более внимательны, более отдохнувшие, в лучшем настроении, более отдохнувшие, увлеченные и т.д. Единственные характеристики, имеющие наименьшую выраженность в данной группе – радостный и расслабленный. Таким образом, наличие активной направленной мотивации, ее ценностный характер, обеспечивают более высокий исходный уровень выраженности черт психического состояния. Этим же объясняется и наличие самых низких показателей у респондентов группы 2, присутствие на спектакле которых определялось внешней мотивацией, а, следовательно, и значительно более низкой включенностью в происходящее.

Рассмотрение психического состояния по отдельным его аспектам – психической активации, интересу, эмоциональному тонусу и комфортности, в каждой из групп сравнения позволяет наглядно отследить выявленную тенденцию: третьей группе свойственны самые высокие показатели, второй – самые низкие (рисунок 4):
Рис.4. Выраженность аспектов исходного психического состояния у респондентов с разным типом мотивации
Необходимо отметить, что согласно авторам методики (Л.А. Курганскому и Т.А. Немчину), зона высоких значений характеризуется низкими числовыми показателями по рассматриваемым аспектам, а низких наоборот – высокими. Данный нюанс отражен в графике соответствующими подписями («высокие значения», «низкие значения»), обозначающими области значений.

Выраженность такого аспекта психического состояния как напряжение в рассматриваемых группах также подчиняется выявленной тенденции: наиболее высокое напряжение испытывают респонденты третьей группы (рисунок 5). Т.е. они наиболее взволнованны, напряжены, чем другие зрители. Респонденты с внешним типом мотивации в меньшей степени испытывают волнение перед спектаклем, чем респонденты с другими типами мотивации.
Рис.5. Выраженность исходного напряжения у респондентов с разным типом мотивации
Таким образом, наличие ценностной мотивации обеспечивает исходный высокий уровень психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности и напряжения.

Последующий анализ заключался в фиксации характеристик психического состояния респондентов после завершения участия в спектакле. Результаты второго среза по «Методике оценки психической активации» показали значительное снижение большей части показателей у трех групп респондентов. Результаты сопоставления психического состояния по частным характеристикам до и после спектакля у респондентов каждой из групп последовательно представлены ниже.
Рис.6. Характеристика психического состояния респондентов 1 группы (мотивация интереса) до и после участия в спектакле
Рис.7. Характеристика психического состояния респондентов 2 группы (внешняя мотивация) до и после участия в спектакле
Рис.8. Характеристика психического состояния респондентов 3 группы (ценностная мотивация) до и после участия в спектакле
Как можно отметить, после участия в спектакле у респондентов всех групп наблюдается опущение профиля психического состояния относительно исходного профиля кроме характеристик:

– респонденты группы 1: повышается сосредоточенность, взволнованность и возбужденность;

– респонденты группы 2: повышается желание работать (повышение незначительно – за счет респондентов, пришедших на спектакль по служебному заданию) и взволнованность;

– респонденты группы 3: повышаются взволнованность и возбужденность.

Таким образом, усиление волнения и возбуждения является универсальным последствием участия в спектакле, характерным для всех респондентов.

Сравнительный анализ отдельных аспектов психического состояния респондентов разных групп показывает, что в результате участия в спектакле у всех респондентов происходит снижение основных показателей. Однако у респондентов второй группы («внешняя мотивация») и до участия был низкий уровень психической активации, интереса, эмоционального тонуса комфортности, а в результате участия в спектакле и без того низкие исходные показатели еще снизились (рисунок 9).
Рис.9. Выраженность аспектов психического состояния у респондентов с разным типом мотивации после участия в спектакле
Таким образом, в результате участия в спектакле респонденты второй группы (внешняя мотивация) в большей степени, нежели другие респонденты, чувствуют себя усталыми, вялыми, обессиленными, отмечают у себя плохое самочувствие, грусть и затруднение мыслительной деятельности («соображать трудно»).

Респонденты же третьей группы сравнения («ценностная мотивация»), имеющие самые высокие показатели исходного напряжения, после участия в спектакле испытывают еще большее его усиление (рисунок 10).
Рис.10. Выраженность напряжения у респондентов с разным типом мотивации после спектакля
Сопоставление срезов «до» и «после» в каждой из групп дает представление об амплитуде изменения аспектов психического состояния респондентов (таблица 1).

Так, амплитуда изменений (∆) в группах составила:
1 группа – 12,4 баллов;
2 группа – 14,25 баллов;
3 группа – 14,83 баллов.

Т.е. наибольший размах изменений наблюдается в третьей группе респондентов. Однако, за счет изначально высоких показателей (обеспеченных личностной включенностью, ценностным переживанием тематики спектакля), представителям данной группы удается сохранить самые высокие показатели интереса и комфортности из всех сравниваемых групп даже с учетом того, что общий диапазон изменения их психического состояния наиболее значителен.
Сравнительный анализ изменения аспектов психического состояния респондентов после участия в спектакле
В то же время, наименьший комфорт, интерес, эмоциональный тонус и психическую активацию после участия в спектакле переживают респонденты второй группы («внешняя мотивация»). Они в большей степени ощущают себя вялыми, обессиленными, утомленными и менее довольными.

Заключительный этап исследования включал анализ структуры представлений о политических репрессиях у респондентов до и после спектакля. Для анализа элемента социального сознания (представления) было нецелесообразно делить основную выборку на подгруппы по мотивации, поскольку бы это привело к доминированию индивидуальных реакций, поэтому рассматривался совокупный результат 33 респондентов.

С помощью метода словесных ассоциаций на первом срезе (до спектакля) было получено 197 ассоциаций на понятие «репрессии», что в среднем составляет 5,9 ассоциации на респондента. Выявленная структура представления соотносится со структурой, описанной в предыдущем исследовании:
Рис.11. Структура представления о репрессиях у респондентов до спектакля
Установленное соответствие с результатами предыдущего исследования свидетельствует о стабильности выявленной в нем структуры представления о репрессиях.

Для оценки непосредственной аффективной реакции респондентов на слово-стимул – «репрессии» также как и в предыдущем исследовании было проведено эмоциональное индексирование ассоциаций (по Е.Е.Прониной).

Определение индекса нейтральности дало следующие результаты: до спектакля для стимула «репрессии» ИН=-0,998. Полученное значение индекса можно интерпретировать как повышенную силу эмоций и тенденцию к аффекту у респондентов в отношении восприятия ими изучаемого явления. Установлено, что подобное эмоционально напряженное восприятие приводит к снижению адекватности осмысления получаемой информации [1]. Для определения направления данной эмоциональной реакции был определен индекс полярности эмоций. Для стимула «репрессии» ИП=-0,817, т.е. в отношении данного явления у респондентов превалируют негативные чувства. Полученное значение свидетельствует о возникновении у респондентов внутреннего сопротивления и отторжения информации, относящейся к изучаемому явлению [1].

Второй срез структуры представления о репрессиях, проведенный после участия респондентов в спектакле дал следующие результаты: зона ядра представления осталась неизменной («несправедливость», «страх», «боль», «расстрел»). В то время как зоны потенциальных изменений и собственно периферическая наполнились индивидуальными значениями (разнородными ассоциациями с низкой частотой встречаемости): «передачи заключенным», «захоронения», «фашизм», «национализм», «абсурдность», «кладбища», «кража жизни», «покаяния», «молитва», «выбор каждого» и пр. Это может быть обусловлено особенностями психического состояния респондентов, выявленными выше. В пользу данного объяснения свидетельствует и факт меньшего количества ассоциаций, продемонстрированных респондентами после спектакля, чем до него – 156. В связи с этим, для оценки целостной структуры представления и установления возможности изменения в ней необходим более длительный интервал времени между срезами «до» – «после» для нивелирования острых эмоциональных переживаний респондентов.

Определение индекса нейтральности после спектакля дало следующие результаты: ИН=-0,998. Т.е. сила переживаемых эмоций в отношении репрессий осталась прежней. Индекс полярности эмоций после спектакля составил -0,756, т.е. в отношении данного явления у респондентов так же превалируют негативные чувства. Но можно отметить слабую тенденцию к ослаблению у респондентов внутреннего сопротивления и отторжения информации, относящейся к изучаемому явлению (что следует из снижения значения ИП после участия в спектакле).

Таким образом, участие в спектаклях Музея Истории может способствовать тому, что обсуждение темы репрессий станет менее бессознательно табуированным в силу острых негативных переживаний, сопровождающих ее, со стороны лиц, посетивших спектакли. В то же время следует учитывать, что для лиц, эмоционально не вовлеченных в рассматриваемую тему, оказавшихся на спектакле в силу внешних обстоятельств, а не осознанного, направленного, мотивированного решения, участие в данных спектаклях может привести к дестабилизации психического состояния и ухудшению самочувствия (на примере представителей группы респондентов с внешней мотивацией).
Литература
1
Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламного текста. М., 2000.
2
Vergès P. Bulletin de psychologie. [Bulletin of psychology] XLV, no. 405 (1992): 203-209.